Согласно легенде монастырь был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Особо почитаемой обитель стала благодаря оптинским старцам – тем, кто оставил богатейшее духовное наследие потомкам. На территории монастыря расположено несколько отдельно стоящих Храмов (Введенский, Казанский, Преображенский, Владимирский, Марии Египетской и др), часовня Воскресения Христова, колокольня, звонница и большой некрополь. Каждый Храм удивительно красив, в каждом находятся мощи преподобных старцев Оптинских. Большее количество хранится в Храме Владимирской иконы Божией Матери – здесь покоятся мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Ежедневно во Владимирском Храме читается акафист Оптинским старцам, а во Введенском соборе акафист Амвросию Оптинскому. Именно Амвросий Оптинский один из самых почитаемых старцев, глубочайших знаток человеческой души, любвиобильный и самый опытный духовный наставник своего времени. Именно к нему, на протяжении 30 лет, за духовным советом стекался бесконечный поток людей со своими горестями и болезнями. Бывал у него и Ф.М. Достоевский, который после смерти своего любимого сына Алеши находился в глубочайшем унынии, видя выход горю только в самоубийстве. После беседы со старцем уныние прошло, Достоевский вернулся к жизни, а про Амвросия Оптинского говорил – «Это человек Божий». Позднее в романе «Братья Карамазовы» нашли отражение старец Амвросий в лице старца Зосимы, к которому за духовным советом ходил младший из трех братьев Алеша. Что интересно, если мы выйдем из монастыря и повернем налево, то неспешно прогуливаясь десять минут по лесной тропинке попадем в Иоанна-Предтеченский скит, именно в этом скиту келья старца Амвросия и именно по этой тропинке бежал Алеша в любимому монаху. В этом году тропинка и скит просто утопали в снегу, сказочном, белом, пушистом, что еще больше подчеркивало чистоту и святость этого места.
Знаменита эта тропинка и другими событиями, именно на ней в 1993 году в Пасхальную ночь, не дойдя нескольких метров до входа в скит, ножом с цифрами 666 был смертельно ранен иероманах Василий, который спешил исповедовать скитскую братию. Чуть ранее на монастырской звоннице были убиты иноки Трофим и Ферапонт. По человеческой оценке, это трагедия, по духовной, возможно нет. Три инока были призваны домой в Пасхальную ночь, причастившись святых Христовых Таинств, на святом послушании. И Оптина опять засияла духовным светом трех новых светильников, трех братьев новомучеников.
На месте погребения убиенных монахов в 2008 году была установлена часовня Воскресения Христова, она очень проста в оформлении – 3 надгробия, в изголовье каждого деревянный крест, лампада, лежит кисточка и можно помазаться маслом. Но главное молитва, наше молитвенное обращение к новомученикам, ведь они нам так близки, наши современники, наши ровесники. Какой это урок всем нам ленивым и нерадивым, что живя с нами в одни дни, они увидели главное, они отвергли все праздное и суетное, они шли вперед к Богу, возделывая свою душу, умерщвляя страсти, неся свой молитвенный подвиг и Господь прославил их - простых иноков. В часовне лежат акафисты убиенным братьям, люди берут, читают, оставляют записки, целуют деревянные кресты и долго, закрыв глаза что-то прикоснувшись к ним говорят. Новомученики пока не канонизированы, но в любви насельников монастыря, трудников, паломников они давно признаны святыми.
Были в Оптиной и другие известные писатели, чей путь был не столь однозначен. Шесть раз приезжал в Оптину Лев Толстой (один раз пришел пешком из Ясной Поляны), но трудно сказать смог ли духовно переродиться. После двух часовой беседы, Амвросий Оптинский был крайне утомлен, отменил все последующие приемы и сказал только одно – «Горд, очень горд». После написания своего толкования Евангелия, распространения религиозно-этического течения – Толстовства, Лев Николаевич не был допущен в Храмы русской православной церкви, и, конечно, в Оптиной его не приняли. Он несколько часов простоял у входа в скит, и уехал ни с чем, на обратном пути сильно заболел и уже на смертном одре посылает в Оптину Пустынь телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца. Прп. Варсонофий, приезжает, но близкие Толстого не допускают старца к умирающему. И среди тех, кто не допустил, был человек с многозначительной фамилией Чертков.
Можно говорить еще много, но наши дни поломничества иссякают. Ну что же, до свидания Оптина Пустнынь, до свидания, деятельный архидьякон отец Илиодор, добрый и чуткий иеросхимонах Ефимий, мудрый иеромонах Спиридон и иеросхимонах Серафим. Каждый из нас уезжает обновленный и наполненный, получивший совет и слова поддержки, чтобы, если Бог даст, обязательно вернуться.